Мария Луиза Анидо

Мария Луиза Анидо автор оригинальных сочинений, обработок народных мелодий ("Танец индейцев Северной Аргентины", "Аргентинская мелодия", "Песня из Юкатана" и др.) и многочисленных переложений для гитары. Родилась в городе Морон недалеко от Буэнос-Айреса, Аргентина (26.01.1907). Ученица Доминго Прата и Мигеля Льобета. Во всем мире ее называли гитарной леди (The Lady of the Guitar), а для друзей она была просто Мимита. Музыкальный талант Анидо проявился очень рано, о ней говорили как о чудо-ребенке: уже в 10 лет Мария Анидо исполняла Этюд № 22 А major Наполеона Коста. В 1925 году стала выступать в дуэте с М. Льобетом, с успехом гастролировавшим в Латинской Америке

На протяжении долгих лет она совмещала артистические выступления с преподаванием, являясь профессором по классу гитары Национальной консерватории музыки в Буэнос-Айресе. Вся эта многогранная деятельность Марии Луизы Анидо способствовала развитию гитарного исполнительства, пропаганде популярного инструмента в разных концах Америки и Европы.

В 1956 году М.Л. Анидо впервые посетила СССР, где ее концерты прошли с огромным успехом. Гитаристка несколько раз посещала нашу страну (последний приезд – в 1980), выступала в крупнейших городах страны, всюду вызывая восхищение своим искусством.

А.М. Иванов-Крамской говорил о ней: "В искусстве Анидо привлекает сочетание безукоризненного технического мастерства и тонкого чувства различных музыкальных стилей. Это следует подчеркнуть потому, что репертуар артистки не только численно велик, но и включает произведения от старинных авторов до современных композиторов...".

Анидо и Льобет

Репертуар Анидо был, действительно, очень широк. Гитаристка тонко ощущала характерные особенности стиля эпохи, индивидуальные черты в творчестве того или иного автора. Свежо и органично звучали под ее руками сочинения классиков – Рамо, Скарлатти, Моцарта, Баха. Вместе с тем Анидо являлась отличным интерпретатором музыки современных латиноамериканских композиторов. Колоритно и сочно, с эмоциональной яркостью исполняла она пьесы Э. Вила Лобоса, К. Гуаставино, X. Агирре, Ф. Эсперона.

Значительное место в ее репертуаре занимали сочинения испанских композиторов, внесших весомый вклад в гитарную литературу. Она играла произведения Альбениса, Гранадоса, Торробы, но, пожалуй, особенное внимание артистки привлекал Франсиско Таррега. Этот композитор и сам был великолепным гитаристом. Среди его воспитанников – и учитель Анидо М. Льобет. Продолжая традиции Сора, Таррега обогатил гитарный репертуар многими оригинальными композициями и транскрипциями. Анидо по праву завоевала славу одной из лучших исполнительниц его музыки. Пьесы Тарреги отличаются обилием виртуозных элементов, сложной ритмикой; все они в той или иной степени связаны со специфическими особенностями испанского музыкального фольклора – «Грезы», «Воспоминания об Альгамбре», «Вариации на тему хоты». Именно в связи с трактовкой музыки Тарреги. Иванов-Крамской отмечал: «В ее руках гитара, казалось бы, столь тонкий камерный инструмент, порой звучала подобно оркестру: слышались тембры трубы, валторны, тамбурина...»

В программы своих концертов Анидо нередко включала и собственные сочинения и переложения для гитары.

 

16.10.2019









 
архив

подписка