Фернандо Сор

Он был прозван "Бетховеном гитары", его глубокая и эмоциональная музыка, мягкая, бархатистая звучность его игры сделали его одним из величайших гитаристов своего времени.

Фернандо Сор

Фернандо Сор родился в Барселоне (14.02.1778 г.). В пятилетнем возрасте он уже сочинял песенки, аккомпанируя себе на старой отцовской гитаре. Он получил музыкальное образование в католическом монастыре Монсеррат близ Барселоны и в 13 лет уже сочинял сложную музыку. Как-то раз его учителю заказали сочинить торжественную мессу для солистов, хора и органа, но из-за болезни тот не смог подготовить ее к установленному сроку. Сор помог своему учителю, за одну ночь блестяще выполнив заказ.

Закончив музыкальное образование и найдя себе покровителей, Сор поселился в Мадриде и полностью посвятил себя сочинению музыки и совершенствованию своего гитарного мастерства. В 1813 году он отправился в Париж, где вскоре приобрел репутацию одного из лучших виртуозов, пленив своей игрой Берлиоза, Керубини и других живших во французской столице музыкантов. В 1815 году Сор отправляется в Лондон, где производит подлинную сенсацию своей игрой на гитаре. В 1823 году Сор уже в России, где ему также оказывают исключительный прием. Во время одной из своих поездок в Петербург Сор был приглашен ко двору императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I, которая проявила большую благосклонность к гитаристу. Близость ко двору сулила Сору блестящие перспективы и он намеревался остаться в России навсегда, но был вынужден покинуть ее после смерти императрицы.

После возвращения в Западную Европу, Сор продолжал пользоваться небывалым успехом. Его авторитет среди гитаристов был чрезвычайно высок. Однако, к 30-м годам XIX столетия гитара перестает быть модным инструментом, и Сор, как гитарист и как композитор, также выходит из моды. В июне 1839 года Сор умер, полузабытый даже своими друзьями музыкантами.

Гитарные произведения Сора, в отличие от театральной музыки, продолжают жить на концертной эстраде, а его этюды известны всем гитаристам. Гитарные пьесы Сора не рассчитаны на внешний эффект, как произведения Джулиани или других его современников. Они написаны в манере венских классиков (Моцарта, Гайдна, Бетховена и др). Гитару Сор трактует как полифонический (многоголосный) инструмент и не ограничивается изложением только мелодии и аккомпанемента. Он написал трактат о гитаре, в котором затрагиваются многие существенные вопросы игры на инструменте (гармония, тембр, вопросы использования ногтя и др.). Позже этот труд был переработан Н. Костом и получил известность как "Гитарная школа Сора".

 

07.10.2019









 
архив

подписка