Иванов-Крамской

Александр Михайлович Иванов-Крамской начинал обучаться в музыкальной школе (ныне ДМШ имени Игумнова) по классу скрипки, однако под впечатлением от посещения в 1926 году концерта Андреса Сеговии в Большом зале Московской консерватории принял решение посвятить себя гитаре. С 1931 по 1933 год учился в Московском областном музыкальном педагогическом училище имени Октябрьской революции на отделении народных инструментов по специальности гитара у Петра Спиридоновича Агафошина (шести-струнная гитара), параллельно обучался композиции у Николая Речменского и дирижированию у Константина Сараджева, затем у П.С. Агафошина на курсах повышения квалификации при Московской консерватории. Сыграл огромную роль в развитии шестиструнной гитары в России.

Много выступал сольно, а также с концертами в сопровождении симфонического оркестра, в ансамбле с певцами и другими исполнителями (Н.А. Обуховой, И.С. Козловским, А.А. Яблочкиной, Л.Б. Коганом, М.Л. Ростроповичем и др.). Сотрудничал с квартетами им. Бетховена и им. Комитаса, Танеева. С 1932 года работал на Всесоюзном радио. В 1939 году получил 2-ю премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах. В 1939-1945 гг. солист и дирижер Ансамбля песни и пляски НКВД СССР. В 1947-1952 годах возглавлял Русский народный хор и Оркестр народных инструментов Всесоюзного радио.

Автор более пятисот сочинений для гитары, сонат, переложений и обработок. Его гитарные сочинения (среди которых два концерта для гитары с оркестром) пользуются большой популярностью среди гитаристов. В качестве дирижера и исполнителя записал более 40 грампластинок.

В собрании Гостелерадиофонда хранится около 160 записей А.М. Иванова-Крамского. В его исполнении звучат произведения И. Гуммеля, К.М. Вебера, А. Диабелли, И. Альбениса, Э. Гранадоса, Э. Вила-Лобоса, Ф. Сора, переложения сочинений А. Скарлатти, И. Баха, И. Брамса, Ф. Мендельсона, А. Лядова, П. Чайковского, В. Шебалина, вариации на темы А. Варламова и Дж. Россини, обработки народных песен. А также цикл И. Альбениса "Испания" (запись 1948 г.), Сонатина для скрипки и гитары си минор Н. Паганини (Л. Коган, запись 1951 г.), "Подмосковные хороводные" А. Аксенова в исполнении оркестра Хора русской песни Всесоюзного радио под управлением А.М. Иванова-Крамского (запись 1948 г.) и собственная Фантазия на темы русских народных песен (запись 1966 г.).

Педагогическая деятельность А. М. Иванова-Крамского протекала в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, где по его инициативе в 1960 году был открыт класс шестиструнной гитары, и где с 1960 по 1973 год он возглавлял класс гитары, подготовив немало талантливых музыкантов, среди которых Николай Комолятов, Феликс Акопов, Валерий Петренко, Андрей Гарин, Евгений Ларичев, Даниал Назарматев, Наталия Иванова-Крамская и другие известные гитаристы. Затем преподавал в Институте культуры.

Александр Михайлович Иванов-Крамской был видным музыкально-общественным деятелем, отдавшим все свои силы пропаганде гитарного искусства. После долгих лет забвения, благодаря выдающемуся исполнителю и педагогу, гитара вновь обрела статус профессионального концертного инструмента и стала преподаваться в средних и высших музыкальных заведениях страны. Умер А.М. Иванов-Крамской 11 апреля 1973 года в Минске во время гастролей. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. В память музыканта проводятся ежегодные Московские международные фестивали гитарной музыки имени А.М. Иванова-Крамского, его имя носит одна из детских музыкальных школ г. Москвы.

Воспоминания Н.А. Ивановой-Крамской о своем отце. В книге рассказывается о жизни мастера гитары, о незаурядности его артистических и человеческих качеств и неутомимой борьбе за жизнь инструмента. В конце помещены перечень концертного репертуара А.М. Иванова-Крамского, репродукции рисунков и документальных фотографий.

"...Меня часто спрашивают, как ты занимался. Помню, что работая над произведениями, ты всегда стремился понять замысел автора и огромное внимание уделял звуку. Инструменты и струны долгое время были несовершенными, и ты привык работать с тем, что есть. Микрофоны не любил, поэтому всегда добивался яркого и сочного звучания. В начале трудового дня ты проигрывал, один за другим, этюды Сора, Джулиани, Агуадо, Вила-Лобоса, любил поработать над вариациями на тему Моцарта, Сора, Канцонеттой Мендельсона, часто возвращался к Джулиани, Вивальди, Каруяме, любил подолгу импровизировать, "раскрашивая" тему известной народной песни все новыми и новыми вариациями. Великолепно владея инструментом, часто поражал оркестровкой гитарных произведений, вынашивая новую пьесу, жил ее образами, наслаждаясь процессом создания. Помню, во время работы над программой читал, подолгу копался в библиотеке, а порой целый день рисовал. Это вообще было твоим самым любимым занятием. Оно успокаивало тебя, — видимо музыка звучала вместе с красками".

 

26.08.2019









 
архив

подписка