Иванов-КрамскойАлександр Михайлович Иванов-Крамской начинал обучаться в музыкальной школе (ныне ДМШ имени Игумнова) по классу скрипки, однако под впечатлением от посещения в 1926 году концерта Андреса Сеговии в Большом зале Московской консерватории принял решение посвятить себя гитаре. С 1931 по 1933 год учился в Московском областном музыкальном педагогическом училище имени Октябрьской революции на отделении народных инструментов по специальности гитара у Петра Спиридоновича Агафошина (шести-струнная гитара), параллельно обучался композиции у Николая Речменского и дирижированию у Константина Сараджева, затем у П.С. Агафошина на курсах повышения квалификации при Московской консерватории. Сыграл огромную роль в развитии шестиструнной гитары в России. ![]() Много выступал сольно, а также с концертами в сопровождении симфонического оркестра, в ансамбле с певцами и другими исполнителями (Н.А. Обуховой, И.С. Козловским, А.А. Яблочкиной, Л.Б. Коганом, М.Л. Ростроповичем и др.). Сотрудничал с квартетами им. Бетховена и им. Комитаса, Танеева. С 1932 года работал на Всесоюзном радио. В 1939 году получил 2-ю премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах. В 1939-1945 гг. солист и дирижер Ансамбля песни и пляски НКВД СССР. В 1947-1952 годах возглавлял Русский народный хор и Оркестр народных инструментов Всесоюзного радио. Автор более пятисот сочинений для гитары, сонат, переложений и обработок. Его гитарные сочинения (среди которых два концерта для гитары с оркестром) пользуются большой популярностью среди гитаристов. В качестве дирижера и исполнителя записал более 40 грампластинок. В собрании Гостелерадиофонда хранится около 160 записей А.М. Иванова-Крамского. В его исполнении звучат произведения И. Гуммеля, К.М. Вебера, А. Диабелли, И. Альбениса, Э. Гранадоса, Э. Вила-Лобоса, Ф. Сора, переложения сочинений А. Скарлатти, И. Баха, И. Брамса, Ф. Мендельсона, А. Лядова, П. Чайковского, В. Шебалина, вариации на темы А. Варламова и Дж. Россини, обработки народных песен. А также цикл И. Альбениса "Испания" (запись 1948 г.), Сонатина для скрипки и гитары си минор Н. Паганини (Л. Коган, запись 1951 г.), "Подмосковные хороводные" А. Аксенова в исполнении оркестра Хора русской песни Всесоюзного радио под управлением А.М. Иванова-Крамского (запись 1948 г.) и собственная Фантазия на темы русских народных песен (запись 1966 г.). Педагогическая деятельность А. М. Иванова-Крамского протекала в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, где по его инициативе в 1960 году был открыт класс шестиструнной гитары, и где с 1960 по 1973 год он возглавлял класс гитары, подготовив немало талантливых музыкантов, среди которых Николай Комолятов, Феликс Акопов, Валерий Петренко, Андрей Гарин, Евгений Ларичев, Даниал Назарматев, Наталия Иванова-Крамская и другие известные гитаристы. Затем преподавал в Институте культуры. ![]() Александр Михайлович Иванов-Крамской был видным музыкально-общественным деятелем, отдавшим все свои силы пропаганде гитарного искусства. После долгих лет забвения, благодаря выдающемуся исполнителю и педагогу, гитара вновь обрела статус профессионального концертного инструмента и стала преподаваться в средних и высших музыкальных заведениях страны. Умер А.М. Иванов-Крамской 11 апреля 1973 года в Минске во время гастролей. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. В память музыканта проводятся ежегодные Московские международные фестивали гитарной музыки имени А.М. Иванова-Крамского, его имя носит одна из детских музыкальных школ г. Москвы. Воспоминания Н.А. Ивановой-Крамской о своем отце. В книге рассказывается о жизни мастера гитары, о незаурядности его артистических и человеческих качеств и неутомимой борьбе за жизнь инструмента. В конце помещены перечень концертного репертуара А.М. Иванова-Крамского, репродукции рисунков и документальных фотографий. "...Меня часто спрашивают, как ты занимался. Помню, что работая над произведениями, ты всегда стремился понять замысел автора и огромное внимание уделял звуку. Инструменты и струны долгое время были несовершенными, и ты привык работать с тем, что есть. Микрофоны не любил, поэтому всегда добивался яркого и сочного звучания. В начале трудового дня ты проигрывал, один за другим, этюды Сора, Джулиани, Агуадо, Вила-Лобоса, любил поработать над вариациями на тему Моцарта, Сора, Канцонеттой Мендельсона, часто возвращался к Джулиани, Вивальди, Каруяме, любил подолгу импровизировать, "раскрашивая" тему известной народной песни все новыми и новыми вариациями. Великолепно владея инструментом, часто поражал оркестровкой гитарных произведений, вынашивая новую пьесу, жил ее образами, наслаждаясь процессом создания. Помню, во время работы над программой читал, подолгу копался в библиотеке, а порой целый день рисовал. Это вообще было твоим самым любимым занятием. Оно успокаивало тебя, — видимо музыка звучала вместе с красками".
26.08.2019 |
популярные тэги
наука
интересно
новости
технологии
история
go
golang
программирование
it
искусственный интеллект
путешествия
природа
космос
ai
базы данных
медицина
science
анализ текстов
ии
text mining
робототехника
авто
музыка
роботы
интернет
нейронные сети
robots
space
вокруг света
postgresql
алгоритмы
гитара
животные
оружие
google
nosql
авиация
здоровье
техника
auto
|