Усть-Тасеевский идол

Среди достопримечательностей Красноярского края есть ритуальный комплекс с каменным идолом в центре, который находится на левом берегу реки Тасеевой, недалеко от места впадения ее в реку Ангару, в 10 километрах от поселка Первомайск.

Местные жители считают это место проклятым и обходят его стороной. Причина в том, что и поныне в этом месте наблюдаются магнитные аномалии. В любом случае это очень необычное место. В большинстве ручьев, протекающих там, вода ржавого цвета из-за большого содержания железа в почве. Железо привлекает и молнии, которые очень часто бьют в верхушку поросшей лесом сопки, что, возможно, и обусловило место установки культового комплекса. Некоторым здесь снятся странные, цветные и удивительно реалистичные сны. Другие утверждают, что видели над этой сопкой неопознанные летающие объекты.

Отыскали комплекс археологи в конца прошлого века. Поднявшись на вершину горы и пройдя скальным коридором, исследователи обнаружили жертвенник с необычным каменным изваянием, на котором было высечено человеческое лицо. Высота идола — около полутора метров, у основания ширина камня — 45 см, а у верхушки – 35 см.

Скалы, образующие гряду, имеют более 20-ти естественных углублений, в которых было обнаружено более тысячи предметов: наконечники стрел, предметы для шаманских ритуалов, а также скифское литье и бронзовые украшения. Все это указывает на древнюю историю и высокую популярность изваяния. Находки позволили ученым установить, что именно через эти места проходил древний торговый путь, связывавший Китай, Монголию, Алтай, Туву и современный Красноярский край.

Ученые считают, что каменный идол появился во времена скифов, когда жители данного региона относились к европеоидам. Первоначально изображение на камне, изготовленное в технике рельефной выбивки с прошлифовкой, олицетворяло зрелого мужчину с окладистой бородой, высокой переносицей, сдвинутыми широкими бровями и выразительными крыльями носа. На глазах идола крупные буквы ЯР, на правой щеке - слово ВОИН, на усах - слово РЮРИК. Иначе говоря, исследователи предположительно столкнулись тут с воинским храмом Мары одного из гарнизонов Рюрика. Но также в текстах фигурирует слово виман. Если же обратиться к санскритским текстам, то там полно упоминаний о том, как боги сражались в небе, используя виманы, снабженные оружием таким же смертоносным, как и употребляемое в наши более просвещённые времена. Чтобы все это значило не известно.

В период раннего средневековья, когда пришедшие с нашествием монголы оттеснили население данного региона, облик сибирского каменного идола подвергся изменению и стал более азиатским. Ему сделали раскосые глаза с незамысловатыми глубокими зрачками, а бороду и усы попытались «сбрить», но эта затея не увенчалась успехом, так как в этом месте порода наиболее твердая.

Третья «реставрация», датируемая временем прихода в Сибирь русских, была совсем незначительной. Наверное, тунгусы прорезали во рту идола отверстие для крепления трубки и подкрасили зрачки охрой, придав им красный оттенок. Им же, очевидно, принадлежат грубо процарапанные знаки на близлежащих камнях скалы.

 

14.08.2019









 
архив

подписка