Таррега

Франсиско Таррега-Эйксеа (21.11.1852-05.12.1909) — выдающийся испанский гитарист-виртуоз и композитор, основоположник испанской школы игры на гитаре. Он принадлежал к тем артистам, которые не выбирают профессию, — гитара была его судьбой.

Таррега родился 21.11.1852г. в маленьком валенсийском городке Вилла-Реаль-де-лос-Инфантес. Его увлечение гитарой началось с того дня, как он услышал игру народного музыканта — слепого гитариста Мануэля Гонсалеса. С 10 лет он начал заниматься игрой на гитаре у известного испанского гитариста Хулиана Аркаса (1832-1882).

Музыкальные способности Тарреги обратили на себя внимание и при поддержке одного состоятельного семейства ему удалось поехать в Мадрид и в октябре 1874 года поступить в консерваторию. Несмотря на увлечение гитарой, Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классам фортепиано и композиция. Это произошло лишь потому, что ни в Барселонской, ни в Мадридской консерваториях в то время не было класса гитары. И у Тарреги не было другого выбора, как поступить в класс фортепиано, что обернулась к лучшему — Франсиско Таррега стал высокообразованным музыкантом. Несмотря на хорошие пианистические данные, Таррега предпочел гитару, в игре на которой усовершенствовался настолько, что решился дать свой собственный концерт в мадридском театре "Альгамбра". Громадный успех, сопровождавший это выступление, решил вопрос окончательно — Таррега становится гитаристом. Концертные поездки по Франции, Италии, Австрии, Голландии и другим странам подтвердили выдающиеся способности гитариста. Пресса сравнивала Таррегу с крупнейшими исполнителями-современниками — скрипачом Пабло де Сарасате и пианистом Антоном Рубинштейном.

Собственных сочинений для гитары у Тарреги немного, всего 34. Однако по мастерству применения технических средств и звуковых возможностей гитары сочинения Тарреги являются выдающимися образцами. Это знаменитые "Мавританский танец", "Арабское каприччио", "Арагонская хота", "Воспоминание об Альгамбре", "Грезы", а также другие: мазурки, польки, прелюдии, этюды и т.д. Его творчество открыло новые пути для композиторов и исполнителей. Представляют ценность и многие, сделанные Таррегой, гитарные обработки произведений Баха, Гайдна, Моцарта, Шумана, Шопена, Мендельсона, Шуберта и других композиторов. Таррега не написал школы для гитары, но его педагогическая деятельность позволяет говорить о нем, как о выдающемся педагоге. Достаточно назвать всего несколько его видных учеников — М. Льобета, Э. Пухоля, Д. Прата, Д. Фортеа.

Альгамбра. Фото @Alexwing

Деятельность Франсиско Тарреги представляется особенно значительной в период общего упадка гитарного искусства в начале ХХ века. Таррега показал широчайшие возможности шестиструнной гитары и доказал, что пути совершенствования игры на ней лежат в настойчивой работе над приобретением мастерства владения инструментом, в выявлении и подчинении художественным целям звуковых красот гитары, недоступных другим инструментам. Чтобы убедиться в этом давайте послушаем "Воспоминание об Альгамбре":

Именно Франсиско Тарреге Испания обязана началом возрождения гитарного искусства. Его считают отцом современной классической гитары. Соотечественники свято хранят память о выдающемся артисте. Его имя присвоено Международному конкурсу гитаристов, проводимому в Испании. Таррега умер в 1909 году в Барселоне, а похоронен в городе Кастельон-де-ла-Плана, где ему воздвигли памятник.

 

17.07.2019









 
архив

подписка