Ширина колеи

А знаете ли вы, что европейская история строительства железных дорог начинается еще с Древнего Рима? В те времена колесницы очень разнились в размерах, однако дорожные колеи были одинаковы для всех, что в свою очередь обычно приводило к поломке колес. Чтобы свести подобные случаи к минимуму, римское правительство ввели пакт определенных требований при производстве колесниц — все повозки должны были иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами — 1435 мм.

Позже этот стандарт перекочевал и в другие страны Европы. В дальнейшем, при строительстве первой железной дороги в Англии XIX века использовался именно этот стандарт, который также использовался и в США, поскольку строительством дорог для поездов на ее территории занимались английские мигранты. Позже многие изобретатели скажут, что лучше бы колею сделали пошире.

В России же использовались иные стандарты. Более того, это вторая железная дорога по суммарной длине проложенных путей в мире — ее называют Русской колеей.

Ширина колеи 1524 мм была установлена в качестве стандарта сначала в Российской империи, а затем и в СССР с середины XIX века. Впервые она была применена в ходе постройки Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Санкт-Петербург. При этом самая первая железная дорога России — Царскосельская — имела более широкую колею 1829 мм. Считается, что ширина колеи Николаевской дороги была выбрана потому, что на строительстве работали консультанты из США — они предложили ширину колеи, популярную тогда в южных штатах США. По другой версии, эта ширина была выбрана из удобства — она выражается круглым числом — 5 футов или 60 дюймов. Также распространена версия, что инженеры Николаевской железной дороги остановились на колее, которая, по их мнению, обеспечивала более устойчивый и быстрый ход состава, чем колея Стефенсона.

Сейчас колея 1524 мм используется в Финляндии и частично в Эстонии. А вот страны СНГ и Россия перешли, начиная с 1970-х годов, на железные дороги с колеей 1520 мм. Изменение стандарта было сделано для того, чтобы повысить скорость грузовых поездов, не модернизируя их. При этом разница ширины колеи в четыре миллиметра не потребовала смены колес состава. Сейчас такая колея применяется на дорогах России, других бывших стран СССР, Монголии и частично Финляндии.

 

16.04.2019









 
архив

подписка