Белое золото

Китайский фарфор, а вместе с ним и китайские вазы на протяжении всей истории воспринимались, как нечто совершенно загадочное, впрочем, как все восточное. От далекого таинственного Китая веяло захватывающими историями, приключениями, экзотикой и несметными сокровищами, одним из которых был фарфор.

Впервые европейцы узнали о существовании фарфора от итальянского путешественника Марко Поло, который в конце XIII века привез на родину вазу из удивительного белого материала. С XIV века в Европу из Китая по «Великому Шелковому пути» стали поставляться фарфоровые изделия. Тогда они ценились на вес золота и украшали дворцы лишь царственных особ и самых богатых дворян.

В Европе вплоть до начала XVIII века еще не знали формулы его изготовления и не владели технологиями его производства, поэтому довольствовались редкими вещами, которые купцам удавалось привезти из Поднебесной. Стать обладателем китайского фарфора мечтал любой европеец, от зажиточного буржуа, до коронованного монарха, но позволить это могли себе, пожалуй, только последние.

Неискушенные фарфором европейцы знали ему истинную цену. В старом свете фарфор или «белое золото» ценился дороже самого благородного металла. В 18 веке фарфоровые черепки вставляли в золотую оправу и носили на шее в виде подвесок. Вместе с другими драгоценностями и предметами роскоши фарфоровые изделия и даже черепки хранились в церковных и дворянских сокровищницах.

Фарфоровые китайские вазы, а равно, как и другие изделия из этого материала хранились в царских сокровищницах и радовали глаз очень ограниченного числа людей. Сегодня фарфор стал доступнее и у нас больше возможностей любоваться красотой фарфоровых творений китайских мастеров.

А началось все порядка 20 000 лет назад, когда в Китае начали изготавливать посуду из смеси глины и минерального порошка. Конечно, такие изделия еще нельзя было назвать фарфоровыми, но именно из этой древней технологии вырастет развитая фарфоровая промышленность. Рецепт же классической фарфоровой массы был получен лишь во время правления династии Хань (период от III века до н.э. - по III век н.э.).

В начале XI века «фарфоровой столицей» мира стал Цзиндэчжэнь, где изготавливалась посуда для императорской семьи. Всё население города было занято исключительно на производстве фарфора. Попасть в Цзиндэчжэнь можно было только, назвав пароль. Каждую ночь городские ворота запирали, а по улицам ходили вооруженные патрули. Так китайские императоры заботились о сохранении рецепта фарфора в тайне.

Классическую фарфоровую массу готовили из каолина — особой белой глины, добываемой в нескольких провинциях Китая, и мельчайшей минеральной пудры. Поскольку свежеприготовленная смесь не обладала достаточной пластичностью, перед использованием ее еще 10 лет выдерживали, а потом соответствующим образом отбивали. Каждое сырое изделие помещали в специальную керамическую емкость и только после этого отправляли в печь для обжига. Обжиг производили при очень высокой температуре — около 1300°С. Огонь в топке должен был непрерывно гореть не менее двух суток. На протяжении всего третьего дня раскаленная печь с фарфором постепенно остывала. И только на четвертые сутки изделия можно было доставать, покрывать глазурью и раскрашивать.

При Династии Сун (960-1279), китайский фарфор достиг высочайшего мастерства и совершенства. Изготовлением фарфора к этому времени занимались сотни тысяч людей. Были специальные рабочие, которые промывали глину, другие рабочие поддерживали температуру в печи.

Одна только печь этого периода, найденная археологами, могла вместить за один обжиг 25 000 изделий из фарфора. Печи для обжига китайского фарфора были очень сложно устроены. Некоторые из них использовали для сжигания дерево, другие — древесный уголь. Контроль над процессом изготовления фарфора был очень строгим.

Долгое время европейцы пытались воссоздать китайский фарфор. Они думали, что, если они найдут залежи такой белой глины, то смогут производить фарфор. Первый образец каолина был привезен в Европу в 1520 году. Но только каолина не достаточно для создания фарфора, наверное, для этого нужна китайская душа. Европейцами проводились многочисленные эксперименты с различными глинами, и обжиг имел самый непредсказуемый результат. Многие мастера стремились разгадать тайну фарфора. Секрет каолина открыл немецкий химик Бетгер в 1709 году. Тогда и был создан белый европейский фарфор.

 

Тэги: история керамика китай фарфор


 


 
архив

подписка