Deep blue

В нашем мире существует миллионы настольных игр, которые считаются основой рационального проведения досуга. Но именно шахматы являются лидером в данной области. Они позволяют нам развивать наше логическое мышление. Игра стала настолько популярна у разных народов, что в 1924 году появилась международная шахматная организация, а также систематически проводят чемпионаты мира по шахматам (звание чемпиона мира появилось в 1886 году). И именно на шахматной доске разразилось одно из первый противостояний между человеческим разумом и машиной. О чем я их хочу рассказать.

Первый матч между компьютером Deep Blue и действующим в то время чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым прошел в Филадельфии (США) в 1996 году и вызвал огромный ажиотаж. Первую партию выиграл компьютер и это был первый случай в истории, когда компьютер выиграл у чемпиона мира в классические шахматы. Шахматный гений одержал в итоге победу со счётом 4:2, но уступил в одной из партий, что дало противнику тактическое преимущество и право просить реванш. Он и состоялся через год.

За этот год разработчики внесли коррективы в структуру программы и добавили новые шахматные процессоры. Внешне машина представляла собой два высоченных чёрных ящика, внутри которых располагались узлы с процессорами. Всего использовалось 510 процессоров против единственного мозга Каспарова. Эта громила перебирала 2,5 миллиона шахматных позиций в секунду.

Второй матч, который проходил в спустя в Нью-Йорке (США) начался для Каспарова более радужно: он выиграл первую партию, но увы – проиграл вторую, затем последнюю и проиграл матч.

Каспаров не смирился с поражением и потребовал объяснить как компьютер додумался до одного из ходов. Ответа от IBM он так и не получил, и победа машины над человеком была поставлена под сомнение. Но при этом все видели, что Deep Blue версии 1997 года и Deep Blue версии 1996 года – это как небо и земля – программа играла значительно мощнее. Один тот факт, что в последней партии матча Каспаров сдался на 19 ходу – говорит о многом.

Гарри Каспаров против Deep blue

Сам Каспаров тяжело психологически перенес это поражение и на следующие подобные матчи согласился лишь в 2002 и 2003 годах. Его соперниками были программы Deep Junior и Deep Fritz. Оба матча завершились вничью, после чего Гарри Кимович сделал пророческое заявление о том, что уже через несколько лет человек не сможет соперничать с сильнейшими шахматными программами.

 

24.01.2018









 
архив

подписка