Алгоритм SuperMemo-2

Методика запоминания больших объемов информации была разработана польским студентом Петром Возняком. История начинается еще с 1982 года, когда Петр, учась на молекулярно-биологическом факультете Университета Адама Мицкевича в Познани, задумался над простым и одновременно сложным вопросом: «Почему я активно готовясь к экзамену, успешно его сдав, через некоторое время понимаю, что так хорошо усвоенная информация, забыта?»

Возняк начал активно заниматься вопросом усвоения и запоминания информации.  Началось все с того, что Петр Возняк представил достаточно большой объем информации по интересующей его тематике (молекулярной биологии) в виде отдельных, небольших фрагментов, записав их на карточках. Таких карточек оказалось больше тысячи. Систематически просматривая информацию на этих карточках, периодически возвращаясь назад к началу (повторяя информацию) студент таким образом пытался найти секреты запоминания.

В течении длительного времени Петр уделял этому вопросу то больше то меньше времени, пытался изучать труды ученых, психологов, занимавшихся этой проблематикой ранее. На самом деле достаточно давно людей интересовал процесс запоминания. Например в 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз опубликовал статью, в которой была описана «Кривая забывания». Эти изыскания были применены в методе  SuperMemo . В 1972 году Себастьян Лейтнер в своей статье объяснил метод интервальных повторений материала, представленного в виде карточек, в котором Успешно усвоенный материал (карточка) перемещалась в специальный ящичек, предназначенный для повторения через более длительный интервал. Этот метод также был взят на вооружение.

В основе метода  SuperMemo  лежат следующие принципы:

  1. Принцип активных напоминаний.
  2. Принцип минимума информации.
  3. Принцип распределенных повторений.
  4. Е-фактор.

Принцип активных напоминаний заключается в том, что для лучшего запоминания материала требуется разделить весь объем информации на части и для каждой части изучаемого материала подобрать вопрос. Именно представление изучаемого в виде вопроса и ответа позволяет человеку лучше запоминать.

Принцип минимума информации легко понять по названию. Чем проще, лаконичней вопрос и ответ, тем легче его запомнить.

Народная мудрость говорит что «Повторение мать учения». Принцип распределенных повторений основан на периодическом повторении запоминаемой информации. Благодаря проведенным Позняком исследованиям были определены оптимальные интервалы, через которые необходимо повторять материал.

В процессе анализа механизмов запоминания было обнаружено, что существует информация, запомнить которую сложнее. Поэтому в алгоритме  SuperMemo  был введен E-фактор, определяющий сложность информации для запоминания. Его еще называют коэффициент сложности запоминаемой информации.

После более 10 лет работы над этой темой Петр Возняк защитил докторскую диссертацию посвященную методу  SuperMemo . Этот метод стал очень популярным, используется в большом количестве программных продуктов. Был включен в энциклопедии, обучающие программы. Во многих странах мира люди используют его для изучения и запоминания информации.

Давайте рассмотрим алгоритм SuperMemo-2, который является один из пионеров среди алгоритмов интервального повторения, опубликованный Петром Возняком в 1990 году:

  1. Разделить область знаний на маленький элементы
  2. Каждому элемент присвоить E-фактор равный 2.5
  3. Вычисляем для каждого элемента интервал по формуле
    i(1) = 1
    i(2) = 6
    i(n) = i(n-1) * EF

    где n - номер итерации, а EF - Е-фактор
  4. Определяем качество знания q на каждом интервале для каждого элемента
    5 - идеальный ответ
    4 - правильный ответ после колебания
    3 - правильный ответ с большой трудностью
    2 - некорректный ответ, но удалось успешно легко повторить один раз правильный
    1 - некорректный ответ, но правильный удалось запомнить
    0 - полная потеря памяти
  5. Пересчитываем E-фактор по формуле для каждого элемента:
    EF':=EF+(0.1-(5-q)*(0.08+(5-q)*0.02))
    где EF - старое значение E-фактора
    EF' - новое значение
    q - коэффициент качества знания из пункта 4
    Если q=4, то значение E-фактора не меняется
    Если EF меньше 1.3, то берем его равным 1.3
  6. Если коэффициент q < 3, то нужно начать вычислять интервалы для этого элемента сначала при этом оставив EF без изменения
  7. В течении дня нужно повторить все элементы до того пока q не станет равным минимум 4-ем.

С помощью этого алгоритма Петру Возняку удалось выучить более 10 тыс слов за год, занимаясь каждый день по 40 мин.

 

14.08.2017









 
архив

подписка